Форум исследований Даосизма
и древних традиций
不識浮沉寧分主客
Не распознав плывущих и тонущих, разве отделишь главных от гостей?  - Чжан Бодуань
Желая водрузить Дао Дэ за предѣлами тысячъ ли, я не боялся ни вѣтра, ни пыли, шествуя къ девяти варварскимъ народамъ.
Сначала я ѣхалъ на сѣверо-западъ...
 
Вернуться  
Доступ  
Регистрация
БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДАО
Открыт новый Центр Дао Дэ в Киеве!                     Открыт новый Центр Дао Дэ в Москве!                     Открыт новый Центр Дао Дэ в Ростове-на-Дону!
Старый 11.07.2024, 13:53   #1
Практикующий Дао Дэ 丙寅
 
Регистрация: 20.06.2015
Сообщений: 2,881
По умолчанию Этимология иероглифа 時 ши Час, время, подходящее время, сезон

shí ши Переводится как час, время, подходящее время, сезон и др.

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]

《说文解字》:四時也。从日寺聲。旹,古文時从之日。市之切

В Шовэне указано, что это "четыре сезона". Происходит от - солнце, является фонетиком.

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]

, гувэнь иероглифа ши, происходит от - солнце, - выходить, продвигаться.

Кто может предложить свое толкование формы ? ?
Чертенкова Наталья вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.07.2024, 14:26   #2
Практикующий Дао Дэ 丙寅
 
Регистрация: 20.06.2015
Сообщений: 2,881
По умолчанию

時, 四時 часто встречается в даосских трактатах.

Напр., Хуанди Нэйцзин (Сувэнь):
夫四時陰陽者,萬物之根本也。所以聖人春夏養陽,秋冬養陰,以從其根,故與萬物沈浮於生長之門。逆其根,則伐其本,壞其真矣。
Итак, инь и ян четырех сезонов - это то, что составляет корень и основу всего сущего. Поэтому совершенные мудрецы весной и летом вскармливают ян, а осенью и зимой вскармливают инь, таким образом следуют своим корням, содействуют подъему и опусканию все сущего у ворот жизни и роста.
Может, кто-то предложит свой более правильный перевод.
Чертенкова Наталья вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.07.2024, 16:45   #3
Практикующий Дао Дэ 丙寅
 
Регистрация: 20.06.2015
Сообщений: 2,881
По умолчанию

Форма иероглифа ши "время, час" состоит из элементов:
жи солнце
сы храм, буддийский храм

Цитата:
- это Часы. Солнечные часы были впервые придуманы церковниками-астрологами, отсюда 日 солнце и 寺 кумирня. В расширенном значении — время, случай, момент и пр.
Колоколов В.С.
Возможное указание на то, что раньше в храмах 寺 время определялось по солнцу 日.

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Чертенкова Наталья вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.07.2024, 20:44   #4
Практикующий Дао Дэ 己巳
 
Аватар для Андрей Зиновьев
 
Регистрация: 14.07.2019
Сообщений: 408
По умолчанию

Иероглифы описывающие время, на мой взгляд являются наиболее сложными, и это происходит потому, что мы не знаем что такое время, даже при том, что мы его можем измерять.
Это настолько индивидуально и всеобъемлюще, что объяснить его даже на русском языке затруднительно.
Но если подходить к этому практически, как Прометей к божественному огню, на котором мы сейчас просто кипятим воду, то можно представить иероглифы описывающие время как ту или иную шкалу, или отметку на шкале, которая несет соответствующее значение.
__________________
Не для того дано Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертывали его в сердцах наших
Андрей Зиновьев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.07.2024, 10:26   #5
Практикующий Дао Дэ 己巳
 
Аватар для Андрей Зиновьев
 
Регистрация: 14.07.2019
Сообщений: 408
По умолчанию

Цитата:
Форма иероглифа 時 ши "время, час" состоит из элементов:
日 жи солнце
寺 сы храм, буддийский храм
Попробую сделать предположение.
Исходя из того, что время может быть как глобальным, так и индивидуальным, можно представить, что левая и правая часть иероглифа 時 описывают именно это.
日 жи солнце слева - это время описывающее глобальные процессы, как вращение земли вокруг солнца, 4 сезона и т. д.
寺 сы храм, в свою очередь делится на верхнюю и нижнюю часть, и на мой взгляд описывает время связанное с человеком. Низ 寸 переводится сейчас как дюйм, но может описывать и человеческий пульс, поскольку в древних формах, черточка (единица) находится как раз в том же месте где врачи прощупывают пульс, у начала большого пальца. Пульс отражает определенный ритм жизни человека и связан с его внутренним временем.
Так же человек связан и с внешним временем, настолько, насколько он способен передвигаться в пространстве, и это описывает верхняя часть. Помните, как у Энштэйна, пространство неразрывно с временем. Верхняя часть, по древним формам скорее всего стопа, описывает шаг, то есть ритм, который присущь внешней человеческой деятельности.
Ритмичный шаг и пульс - определяют "человеческое время", солнце - описывает глобальное время.
По поводу того, что 寺 сы имеет значение храм приведу цитату:

"На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
А Он говорил о храме тела Своего."
Евангелие от Иоа́нна (Ин. 2,21)
__________________
Не для того дано Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертывали его в сердцах наших
Андрей Зиновьев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.07.2024, 10:34   #6
Практикующий Дао Дэ 己巳
 
Аватар для Андрей Зиновьев
 
Регистрация: 14.07.2019
Сообщений: 408
По умолчанию

Картинка к предыдущему посту.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 寺.png
Просмотров: 98
Размер:	68.9 Кб
ID:	118217  
__________________
Не для того дано Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертывали его в сердцах наших
Андрей Зиновьев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.07.2024, 11:58   #7
Практикующий Дао Дэ 丙寅
 
Регистрация: 20.06.2015
Сообщений: 2,881
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Андрей Зиновьев Посмотреть сообщение
Так же человек связан и с внешним временем, настолько, насколько он способен передвигаться в пространстве, и это описывает верхняя часть. Помните, как у Энштэйна, пространство неразрывно с временем. Верхняя часть, по древним формам скорее всего стопа, описывает шаг, то есть ритм, который присущь внешней человеческой деятельности.
Да, я встречала в литературе, что якобы некоторые древние формы содержат вместо ​. Хотя согласно Шовэнь (从寸之聲), верхний элемент в иероглифе сы храм - это именно (или ), который, как правило производят от -росток, появившийся из земли: 㞢 = 屮+一.

В этом смысле древняя форма иероглифа 時- время - (㞢+日) как правило трактуется как время прорастания растений из земли под воздействием солнца . Или, возможно, последовательность/непрерывность солнечных периодов.

По моим ощущениям это больше связано с космическими явлениями и влиянием их на человека и природу в целом.

С уважением, Наталья.
Чертенкова Наталья вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.07.2024, 20:07   #8
Практикующий Дао Дэ 丙寅
 
Регистрация: 20.06.2015
Сообщений: 2,881
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Андрей Зиновьев Посмотреть сообщение
Так же человек связан и с внешним временем, настолько, насколько он способен передвигаться в пространстве, и это описывает верхняя часть. Помните, как у Энштэйна, пространство неразрывно с временем. Верхняя часть, по древним формам скорее всего стопа, описывает шаг, то есть ритм, который присущь внешней человеческой деятельности.
Действительно, иероглиф 止 обычно трактуют как грубое изображение ступни, а в производных значениях - идти(двигать ступнями); останавливаться, прекращать (ступни неподвижны).

Можно видеть, что значения иероглифа 止 проявляются не только в связи с человеком, но и с небесными телами. Например, в иероглифе 歲 Юпитер.

Согласно Шовэнь 歲 состоит из 步 и 戌.
步 - это два 止, один прямой, другой перевернутый:

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]

Как пишет Карлгрен: «Изображение одной правой ноги и одной левой ноги». Таким образом 步 означает: шаг, шагать, ход. Еще одним значением является движение небесных светил. Можно предположить, что именно в этом значении он встречается в иероглифе 歲 Юпитер.

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]

Иероглиф 步 бу здесь разделен на две части: одна вверху, другая внизу.

Раньше в Китае отмеряли время в соответствии с циклом вращения Юпитера вокруг Солнца, который составлял примерно 12 лет (11,86). Подобное разделение цикла развития на двенадцать частей согласовывалось с двенадцатью десятеричными циклами, двенадцатью месяцами, двенадцатью часами дня и двенадцатью часами ночи. В китайском 60-летнем календаре, который рассчитывается по Юпитеру, заключено пять 12-летних циклов вращения Юпитера вокруг Солнца.

Как мы видим, 止 может относится не только к человеку.
Чертенкова Наталья вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.07.2024, 12:43   #9
Практикующий Дао Дэ 己巳
 
Аватар для Андрей Зиновьев
 
Регистрация: 14.07.2019
Сообщений: 408
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Чертенкова Наталья Посмотреть сообщение
Да, я встречала в литературе, что якобы некоторые древние формы содержат вместо ​. Хотя согласно Шовэнь (从寸之聲), верхний элемент в иероглифе сы храм - это именно (или ), который, как правило производят от -росток, появившийся из земли: 㞢 = 屮+一.

В этом смысле древняя форма иероглифа 時- время - (㞢+日) как правило трактуется как время прорастания растений из земли под воздействием солнца . Или, возможно, последовательность/непрерывность солнечных периодов.

По моим ощущениям это больше связано с космическими явлениями и влиянием их на человека и природу в целом.

С уважением, Наталья.
С Шовэнь я спорить конечно не буду. А вот с теми, кто "как правило производят" поспорить можно, тем более, что если мы возьмем древнейшие формы и рассмотрим их рядом, всё станет очевидным!

Иероглиф 屮 совершенно не похож на 之, а вот иероглиф 止 напротив, отличается только горизонтальной линией внизу которая подразумевает "землю".
При всем при этом, если горизонтальная черта символизирует землю из которой росток берет начало, то в иероглифе 屮 она напрочь отсутствует, зато в некоторых формах есть "корешки".
В иероглифе 之 есть и "земля" и "стопа", на мой взгляд, они отличаются лишь тем, что "просто стопа" не имеет опоры, а у 之 она есть, что немаловажно когда есть необходимость куда то двинуться.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 止之屮.png
Просмотров: 65
Размер:	97.8 Кб
ID:	118228  
__________________
Не для того дано Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертывали его в сердцах наших

Последний раз редактировалось Андрей Зиновьев; 23.07.2024 в 12:46.
Андрей Зиновьев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.07.2024, 12:59   #10
Практикующий Дао Дэ 己巳
 
Аватар для Андрей Зиновьев
 
Регистрация: 14.07.2019
Сообщений: 408
По умолчанию

Цитата:
Хотя согласно Шовэнь (从寸之聲), верхний элемент в иероглифе 寺 сы храм
И всё таки короткое замечание по поводу Шовэнь я сделаю.
Иероглиф 寺 сы в словаре описывается через знак 廷, который означает не совсем храм, а скорее двор возле императорского дворца. Точнее это место собрания сановников при дворе. И если Вы помните тот "ребус" заданный на занятии по этимологии, по поводу императора и чиновников, то догадаетесь о чем идет речь.
В этой связи "место сбора" становится весьма важным обстоятельством.
__________________
Не для того дано Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертывали его в сердцах наших
Андрей Зиновьев вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы можете создавать новые темы
Вы можете отвечать в темах
Вы можете прикреплять вложения
Вы можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.



Часовой пояс GMT +3, время: 05:20.

Регистрация Справка Календарь Все разделы прочитаны

Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
SEO by vBSEO 3.6.0