Форум исследований Даосизма
и древних традиций
不識浮沉寧分主客
Не распознав плывущих и тонущих, разве отделишь главных от гостей?  - Чжан Бодуань
Желая водрузить Дао Дэ за предѣлами тысячъ ли, я не боялся ни вѣтра, ни пыли, шествуя къ девяти варварскимъ народамъ.
Сначала я ѣхалъ на сѣверо-западъ...
 
Вернуться  
Русский
English
Регистрация
Открыт новый Центр Дао Дэ в Киеве!                     Открыт новый Центр Дао Дэ в Москве!                     Открыт новый Центр Дао Дэ в Ростове-на-Дону!
Старый 10.03.2019, 16:42   #1
Базовый доступ
 
Регистрация: 04.01.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 625
По умолчанию Волшебная сказка

Несколько раз появлялась на форуме тема о алхимических корнях в русской сказке.
Интересующимся этой темой рекомендую ознакомиться с работами В.Я. Проппа.
Правда когда я читаю отзывы о его творчестве, меня поражает, что подавляющее число его комментаторов и учеников развивают дальше методы анализа, но никому не пришло в голову попытаться понять на какие сведения выводят результаты его анализа.
Оговорюсь: я не предполагаю в этой теме вскрыть алхимические методы праславян, зашифрованные в сказках .
Хочется дать еще один тезис к утверждению, что дао было рядом с каждым народом когда-то.
Сергей Малеев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.03.2019, 16:52   #2
Базовый доступ
 
Регистрация: 04.01.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 625
По умолчанию

Для затравки и провокации опишу изменение понимания сказки о колобке, которое появилось после прочтения шедевра Проппа.
После прочтения, я вдруг вспомнил, что сюжет, о лисице ворующей нечто круглое и золотистое (дантянь!), встречался мне в сборнике китайских сказаний о чудесных явлениях и призраках.
Понятно, что это не научный подход и сравнение притянутое за уши , но раньше-то мне и в голову подобное сравнение не приходило.

А поговорить хотелось бы о сказке "Сивка-бурка", анализируя текст с использованием выводов В.Я. Проппа из работы "Исторические корни волшебной сказки".
Сергей Малеев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.03.2019, 17:28   #3
Доступ 1 уровня
 
Регистрация: 11.11.2013
Сообщений: 283
По умолчанию

Ага, бабушка с дедушкой син и мин создали эликсир, а он выкатился из алхимической печи, гулял по миру и гуй-лисица съела его обманом. Зашифрованное алхимическое предостережение детям практикам на будущие.))
Георгий Архангельский вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.03.2019, 18:12   #4
Базовый доступ
 
Регистрация: 04.01.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 625
По умолчанию

Цитата:
Для затравки и провокации...
Цитата:
Ага, бабушка с дедушкой син и мин создали эликсир, а он выкатился из алхимической печи, гулял по миру и гуй-лисица съела его обманом. Зашифрованное алхимическое предостережение детям практикам на будущие.))
Сработало...
Сергей Малеев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.03.2019, 20:32   #5
Доступ 1 уровня
 
Аватар для Дмитрий О.
 
Регистрация: 14.08.2011
Сообщений: 169
По умолчанию

Что то в этом есть...
Дмитрий О. вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2019, 14:19   #6
Базовый доступ
 
Регистрация: 04.01.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 625
По умолчанию

Цитата:
Ага, бабушка с дедушкой син и мин создали эликсир, а он выкатился из алхимической печи, гулял по миру и гуй-лисица съела его обманом.
В китайском сказании несколько сложнее. Как помню: лисица вступила в "отношения" (как сейчас это называется) со студентом (напомню: студентами назывались люди, которые в течении длительного времени - нескольких лет, иногда десятилетий, готовились к государственному экзамену на соискание должности чиновника). Студент лисице весьма приглянулся и она решила его облагодетельствовать. Для этого лисица выследила некое существо (духа? - не помню), которое практиковало алхимию, а именно: начальную стадию вывода бессмертного зародыша из тела. Когда зародыш был выведен, лисица похитила его и отдала студенту. Цель была - здоровье подлечить, чтобы подольше наслаждаться общением с ним.
Сергей Малеев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2019, 14:25   #7
Базовый доступ
 
Регистрация: 04.01.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 625
По умолчанию

Но я-то хотел поговорить о русской сказке.
В моем детстве она звучала вот так:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Как выясняется в обработке М.А.Булатова.
Цитата:
Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.

Вот старик и говорит сыновьям:

— Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!

Настала первая ночь.

Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.

Приходит утром домой и говорит:

— Всю-то ночь я не спал, пшеницу стерег! Иззяб весь, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти.

Положил он пирог за пазуху, взял веревку и пошел. Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается.

В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет.

Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку.

Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было! Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву.

Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!
В детстве многое принимается на веру, сейчас лезет несоответствие: как Иванушка смог обуздать чудо-коня? Значит и сам он уже был весьма непрост?

Последний раз редактировалось Сергей Малеев; 11.03.2019 в 14:28.
Сергей Малеев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2019, 14:47   #8
Базовый доступ
 
Регистрация: 04.01.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 625
По умолчанию

А вот другая редакция сказки:
И здесь совершенно другая картина:
Цитата:
Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тароваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе – любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел.

Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:

– Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.

Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большому брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, – он и говорит младшему брату:

– Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.

Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:

– Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

– Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит – старший сын его спрашивает:

– Видел отца?
– Видел.
– Ел он хлеб?
– Ел. Досыта наелся.

Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится – он и говорит:

– Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.
– Ладно.

Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается и спрашивает:

– Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо плачет?

Иван отвечает:

– Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:

– Отец ел хлеб?
– Ел. Досыта наелся.

На третью ночь настала очередь идти Ивану, Он говорит братьям:

– Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к отцу на могилу, а я отдохну.

Братья ему отвечают:

– Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.
– Ну ладно.

Иван взял хлеба, пошел. В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:

– Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

– Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и говорит ему:

– Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни: “Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!” Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.

Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Дома братья его спрашивают:

– Видел отца?
– Видел.
– Ел он хлеб?
– Отец наелся досыта и больше не велел приходить.
Тут все более логично - Иван получает чудо-коня в дар от отца. (что за отец такой, который 3 ночи после смерти из могилы поднимался?)
Отдельно оставим момент - промелькнувшую на заднем плане истории печку, на которой любил сидеть Иван. (Та самая печь на которой 33 года сидел Илья Муромец, а Емеля предпочитал вообще с нее не слезать).
Понятно, что 3 ночи потребовались отце, чтобы определиться с истинным наследником, а вот зачем он ел хлеб?
Сергей Малеев вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2019, 19:44   #9
Доступ 1 уровня
 
Регистрация: 24.05.2018
Адрес: Украина, Киев
Сообщений: 875
По умолчанию

Сказка про репку.
Дедка, бабка, внучка и прочие животные, пытающиеся вырвать репку, символизируют уровни разгона профанного ума, тщащегося познать Дао отвлеченно-абстрактно.

То, что репку в конце концов из земли вырывают, — это поздние искажения философов-переписчиков.

В исходном (неискаженном) тексте репку так и не получалось вырвать из земли, дедка с бабкой и внучкой сидели возле репки и практиковали, и она вылезла из земли постепенно сама. То есть они познали Дао через практику, опытно. Вот.


То, что в сказке упоминаются бабка, дедка и их внучка, — это указание на линию передачи.
Dmitry5 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2019, 20:57   #10
Доступ 1 уровня
 
Аватар для Наталья Моисеева
 
Регистрация: 04.06.2010
Сообщений: 620
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Сергей Малеев Посмотреть сообщение
А вот другая редакция сказки:
И здесь совершенно другая картина:

Тут все более логично - Иван получает чудо-коня в дар от отца. (что за отец такой, который 3 ночи после смерти из могилы поднимался?)
Отдельно оставим момент - промелькнувшую на заднем плане истории печку, на которой любил сидеть Иван. (Та самая печь на которой 33 года сидел Илья Муромец, а Емеля предпочитал вообще с нее не слезать).
Понятно, что 3 ночи потребовались отце, чтобы определиться с истинным наследником, а вот зачем он ел хлеб?
Интереснейшая тема!

Про "отца" и "коня" рассуждать не буду.
Сделаю некоторые предположения только про хлеб.

Любопытно, что хлеб когда-то на Руси называли "жито". Кто-то считает, что от слова "жать". Но мне кажется, что с учетом того, какой сакральный смысл испокон веков у нас вкладывался в это слово, сколько суеверий еще совсем недавно существовало относительно хлеба, значение его близко к значению самой жизни.

Так, например, приведу несколько "хлебных правил".
(Взято с https://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43707859569/Hlebnyie-pravila-na-Rusi )

Цитата:
На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

... русский человек с детства откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба. Бабушка говорила: «Так ты свою силу оставляешь!», или «Надкусанный кусок за тобой гоняться будет», как сирота брошенная родителями. Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. В... сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.
__________________
Москва. Традиционные даосские практики очно и он-лайн.
Группа «Раскрытие внутренней силы» — усиление энергии, развитие чувствительности, улучшение подвижности позвоночника.
Группа «Усиление корней, раскрытие вершин» — улучшение работы ног, проходимости шеи и плеч
+7 (925) 32-66-229
Наталья Моисеева вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.



Часовой пояс GMT +3, время: 04:06.

Регистрация Справка Календарь Поиск Сообщения на форуме за день Все разделы прочитаны

Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
SEO by vBSEO 3.6.0zCarot