Даосский Центр
"Дао Дэ"
Желая водрузить Дао Дэ за предѣлами тысячъ ли, я не боялся ни вѣтра, ни пыли, шествуя къ девяти варварскимъ народамъ.
Сначала я ѣхалъ на сѣверо-западъ...
 
Вернуться  
Русский
English
Регистрация
Открыт новый Центр Дао Дэ в Киеве!                     Открыт новый Центр Дао Дэ в Москве!                     Открыт новый Центр Дао Дэ в Ростове-на-Дону!
История Китая History of China

Старый 10.04.2015, 17:41   #11
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 24.06.2011
Сообщений: 3,575
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Александр Ш. Посмотреть сообщение
Вики и эту историю знает . Только описание менее героичное :
Во времена автора стихов девочки Вики и в проекте не было . Зато был героич. советский фильм (не сериал) Котовский - источник всех кошерных знаний о героич. комбриге .
Игорь Петрушкин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2015, 22:12   #12
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 01.04.2014
Сообщений: 2,766
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Nega Посмотреть сообщение
Вариант с "граненым телом" как-то поэтичнее. Впрочем, в истории любой страны чаще остаются поэтичные версии, а не те, что были изложены в судейских протоколах и полицейских архивах. Как-то последние ни на стих, ни на песнь не ложатся...
Кого-то поэтизируют, кого-то наоборот . И нет в этом деле никакой исторической справедливости

Цитата:
Сообщение от Игорь Петрушкин Посмотреть сообщение
Во времена автора стихов девочки Вики и в проекте не было . Зато был героич. советский фильм (не сериал) Котовский - источник всех кошерных знаний о героич. комбриге .
Стих 1939 датируется, а фильм 1942-го года. Да и погиб автор в начале 1943 на ВОВ. Так-что источник преданий, наверное, подревнее будет.
Впрочем, практика-то распространенная. История всегда так писалась. Любой идеологии необходимы "святые и мученики".
Александр Ш. вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.04.2015, 01:15   #13
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 24.06.2011
Сообщений: 3,575
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Александр Ш. Посмотреть сообщение
Стих 1939 датируется, а фильм 1942-го года. Да и погиб автор в начале 1943 на ВОВ. Так-что источник преданий, наверное, подревнее будет.
Впрочем, практика-то распространенная. История всегда так писалась. Любой идеологии необходимы "святые и мученики".
Ведь знал, что раскопаете со своей дотошностью, но сравнить даты поленился . Да, действительно, изначально был такой сборник про всех канонич. героев Гражданской. Лично читал его в счастливом пионерском детстве. Похоже, оттуда и сюжеты стихов, и сценарии для таких фильмов брались. Короче, советское героическое фэнтэзи. Конан-варвар отдыхает .
Но что-то мы все не о тех героях...
Игорь Петрушкин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.04.2015, 03:15   #14
Senior Member
Опытный
 
Регистрация: 31.05.2014
Сообщений: 205
По умолчанию

Поэтический образ -дело автора,а смысловой посыл по моему понятен. С Уважением,Ирина.
Ирина Шмидова вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.04.2015, 03:40   #15
Senior Member
Опытный
 
Регистрация: 31.05.2014
Сообщений: 205
По умолчанию

"Деревья в лесу сами привлекают к себе топор .Масло в светильнике само сжигает себя .Коричневое дерево источает аромат - и его срубают. Лаковое дерево полезно для людей - и его долбят .Все знают пользу полезного ,но никто не знает пользы бесполезного." Чжуан-цзы.
Ирина Шмидова вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.04.2015, 08:31   #16
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 01.04.2014
Сообщений: 2,766
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Игорь Петрушкин Посмотреть сообщение
Но что-то мы все не о тех героях...
Да уж, немножечко отклонились


Цитата:
Сообщение от Ирина Шмидова Посмотреть сообщение
Поэтический образ -дело автора,а смысловой посыл по моему понятен.
Если вернуться к герою древности, то на основании статьи можно выделить лишь две черты его характера - волевой и вероломный. Причем, первая в сочетании со второй выглядит не особенно положительной.
Мораль истории скорее в том, что глобализация отнюдь не вчера началась
Александр Ш. вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.04.2015, 10:06   #17
Senior Member
Опытный
 
Регистрация: 31.05.2014
Сообщений: 205
По умолчанию

Понятно по поступкам что герой древности даоссом не был. НО не нам его судить. С Уважением,Ирина.
Ирина Шмидова вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.04.2015, 12:46   #18
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 24.06.2011
Сообщений: 3,575
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Ирина Шмидова Посмотреть сообщение
Понятно по поступкам что герой древности даоссом не был. НО не нам его судить. С Уважением,Ирина.
Я бы его и героем не назвал - умный авантюрист. О героях речь впереди.
С уважением, Игорь
Игорь Петрушкин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.05.2015, 00:30   #19
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 24.06.2011
Сообщений: 3,575
По умолчанию

Вот герой, т.е. чел. не просто умный, а с большим Дэ. Жил в тоже смутное время.
Цитата:
«С помощью лодок с травой обрести стрелы»  

В Китае есть одно имя, которое известно каждому—это имя прославленного полководца Чжугэ Ляна. Если про кото-нибудь в Китае говорят, что он похож на Чжугэ Ляна, то это означает высшую похвалу уму и талантам человека. Вот одна история об этом необыкновенно талантливом человеке.

После падения династии Хань в 220 г. н.э. в Китае наступила эпоха Троецарствия: на севере находилось царство Вэй, на юго-востоке – У и на юго-западе - Шу. Чжугэ Лян —был военным в царстве Шу. Он был известен, как мудрый стратег и военачальник.

Однажды армия сильнейшего из трех царств Вэй пошла войной на У, которое было расположено на берегу Янцзы. Военные корабли Вэй разбили лагерь недалеко от царства У, чтобы провести подготовку к осаде противника.

Военачальник царства У - Чжоу Юй, талантливый человек, был готов дать отпор врагу с помощью своих метких лучников. Но, для отпора Вэй было необходимо собрать за десять дней 100 тысяч стрел.

В то время Чжугэ Лян как раз гостил в царстве У. Надо сказать, что царство У тогда было в хороших отношениях с царством Шу. Узнав о военной ситуации, Чжугэ Лян решил помочь армии У. Он обещал военачальнику Чжоу Юю, что сможет собрать 100 тысяч стрел всего за три дня. Однако никто ему не поверил.

Тогда Чжугэ Лян попросил у Чжоу Юя, чтобы тот подготовил для него 20 лодок, которые сверху были прикрыты травой. Он приказал все держать в строжайшем секрете и ждать. Прошли два дня, а Чжугэ Лян ничего не предпринимал. На третий день ночью Чжугэ Лян с небольшим отрядом отправился на лодках к стану противника. Было темно, и ничего не было видно, над водой царил густой туман. Подойдя к вражескому лагерю, Чжугэ Лян велел всем громко бить в барабаны, а сам он стал спокойно пить вино в лодке, покачиваясь на волнах.

Армия царства Вэй, услышав сильный шум со стороны Янцзы, пришла в замешательство. Думая, что войска У напали на них, все стали отчаянно стрелять из луков. Из-за густого тумана, лучники беспорядочно стреляли в то место, откуда слышалась барабанная дробь.

Прошло некоторое время, и все трава в лодках была густо утыкана вражескими стрелами армии царства Вэй. Чжугэ Лян со своим отрядом целыми и невредимыми вернулись в лагерь. Когда военачальник Чжоу Юй и другие чиновники увидели, что Чжугэ Ляну удалось собрать сто тысяч стрел, они очень удивились и стали воздавать хвалу его смекалке.

В народе ходит еще немало историй об удивительном уме и военном таланте мудрого Чжу Гэляна. Само имя «Чжу Гэлян» в китайском народе символизирует ум и мудрость. Большинство историй о Чжугэ Ляне вошли в знаменитый китайский классический роман «Троецарствие». Если вы хотите получше познакомиться с этим тлантливым полководцем, его деяниями, обратитесь к этому источнику.
Цитата:
Чжугэ Лян, он же Чжугэ Кунмин, - личность вполне историческая и все же почти легендарная. Он - популярнейший, даже всенародно любимый в Китае персонаж знаменитой эпопеи "Троецарствие", повествующей о соперничестве нескольких претендентов на престол в начале III века, когда на руинах ханьской империи возникли три самостоятельных царства. Причина необычайной популярности Чжугэ Ляна заключается не только в его гениальных дарованиях стратега и очевидном личном обаянии, но, пожалуй, прежде всего в том, что он сумел с редкой полнотой и убедительностью воплотить в своем лице идеальный тип китайского полководца - человека не просто умелого и храброго, но способного подчинить ремесло воина моральным принципам и духовной утонченности, прививаемым культурой.

Отроческие годы Чжугэ Ляна пришлись на внезапный крах еще недавно процветавшей династии Хань и разграбление столицы полуварварскими пограничными войсками империи. Он рано осиротел и воспитывался в доме дяди, правителя одной из областей на юге страны. Там он получил первоклассное по тем временам образование. После смерти дяди Чжугэ Ляну пришлось, чтобы прокормиться, самому заняться земледельческим трудом. При таком образе жизни, да еще в годы всеобщей смуты и усобиц, молодой человек мог только мечтать о карьере, достойной его способностей и нравственных качеств. Но счастливый случай нашел его, когда неподалеку от скромного уединенного домика разбил свой лагерь отпрыск ханьского дома Лю Бэй, желавший возродить блеск и могущество рухнувшей империи. Советник Л ю Бэя из влиятельного клана Сюй сказал ему:

"Поблизости живет молодой человек по имени Чжугэ Кунмин - это дракон, скрывающийся в уединении. Не желаете ли посетить его?"

"Приведите его ко мне", - сказал Лю Бэй.

"О, нет! - воскликнул советник Сюй. - К этому человеку можно придти в гости, но нельзя заставить его придти самому. Вам придется отправиться к нему, чтобы с ним побеседовать".

Предание утверждает, что Лю Бэю пришлось трижды являться к Чжугэ Ляну, прежде чем молодой мудрец согласился его принять. Еще говорят, что, услышав первые же суждения Чжугэ Ляна о современных событиях, Лю Бэй отпустил всю свою свиту и с наслаждением беседовал с отшельником с глазу на глаз до глубокой ночи. Чжугэ Лян тогда без обиняков предложил Лю Бэю провозгласить своей целью реставрацию власти Хань.

"Взгляните на своего главного соперника Цао Цао, - говорил он. - Он начинал имея под своим командованием горстку воинов, а ныне владеет всей центральной равниной страны. Победить куда более сильных противников он смог потому, что превосходил их в полководческом искусстве. А теперь посмотрите на окрестные земли. Доступ к ним преграждают высокие горы, но за горами лежат плодородные равнины которые позволят содержать могучее войско. Жители этих мест сильны и выносливы и хотят иметь мудрого правителя. Если вы укрепитесь в этом районе и наладите дружеские отношения с соседними племенами и могущественными предводителями, вы сможете противостоять любому нападению. И тогда династия Хань воспрянет вновь!"

Так решилась судьба Лю Бэя: он стал правителем области Шу, занимавшей юго-западную окраину тогдашнего Китая, и объявил себя законным преемником Ханьской династии. А Чжугэ Лян стал его преданным советником. Когда же Лю Бэй умер, Чжугэ Лян фактически правил царством от имени его малолетнего наследника. Он ни разу не изведал горечь поражения, но умер как подобает воину, в походе, выполняя свой долг. Это случилось в 234 году.

Чистая и прямая, как лезвие меча, натура Чжугэ Ляна раскрывается в его завещании, обращенном к молодому правителю Шу:

"Я покорно прошу государя неустанно очищать свое сердце, умерять свои желания, сдерживать себя и любить народ, на государственные должности ставить мужей мудрых и добрых, а людей подлых и корыстных изгонять со службы. Так можно укрепить основу государства.

Мои потомки имеют все необходимое для жизни. Что же касается меня, то я ношу казенное платье, ем казенную пищу и не имею доходов для себя лично. Когда я умру, прошу не обряжать мое тело в пышные одежды и не класть в гроб дорогих вещей, дабы не обременять государственную казну..."

В предсмертных наставлениях сыну Чжугэ Лян дает ему такой совет:

"Благородный муж покоем совершенствует себя, бескорыстием взращивает свое совершенство. Не будучи целомудренным, нельзя достичь просветленности воли. Не храня в себе покой, нельзя достичь отдаленной цели. А посему учение следует покою, а таланты следуют учению. Без учения невозможно развить свои таланты, а без покоя невозможно добиться успеха в учении..."

Наконец, свое жизненное кредо он изложил в следующих словах:

"Помыслы должны быть возвышенными и устремленными далеко. Подражать надо мудрым и достойным мужам. Нужно уметь отстраняться от своих чувств и желаний и не связывать себя вещами. Следует хранить осмотрительность и в момент опасности, и в часы досуга.

Необходимо иметь обширные познания и гнать прочь недовольство и отвращение. Тот, кто не воспитал в себе силы воли и не способен противостоять соблазнам, погрязнет в мирской пошлости, станет рабом своих страстей и прислужником заурядных людей..."

Таков психологический портрет Чжугэ Ляна, простой и строгий. Портрет настоящего полководца. Для читателей же эпопеи "Троецарствие" Чжугэ Лян привлекателен, скорее, плодами невидимой внутренней работы над собой - его блестящими победами над противниками в многочисленных военных столкновениях. Впрочем, он остался в народной памяти как "просвещенный полководец", умеющий одерживать победу без боя, - высшее достижение в китайской стратегии. Здесь будет уместно напомнить о некоторых самых известных эпизодах полководческой карьеры Чжугэ Ляна.

Пожалуй, самый блестящий военный успех Чжугэ Ляна связан с эпизодом, когда он чуть ли не в одиночку заставил отступить многочисленное вражеское войско. Этот эпизод получил название стратагемы "Пустого города" и вошел в состав 36 классических приемов стратегии. Обаяние этого приема заключается в полном отсутствии умственной ловкости, подобающей гениальному стратегу. Находясь в безвыходном положении, Чжугэ Лян открывает ворота пустого города и, взойдя на башню, демонстрирует своим видом полный покой и уверенность в себе и не только показывает, но, главное, в самом деле воплощает собою этот мир и бесстрастность в душе. Вид Чжугэ Ляна производит на вражеского предводителя такое впечатление, что он, всерьез опасаясь подвоха, отводит свое войско от города... Таков этот гениальный в своей простоте, но доступный только таким гениям стратегии, как Чжугэ Лян, военный прием.

В другом случае Чжугэ Ляну пришлось противостоять армии своего неизменного соперника Цао Цао, которая в два-три раза превосходила по численности войско царства Шу. У Чжугэ Ляна было принято регулярно заменять воинов на боевых позициях. Его помощники советовали ему ввиду чрезвычайных обстоятельств отступить от своего правила и задержать воинов, которым предстояло вернуться домой, но он ответил: "Моя власть в войсках основывается на преданности и доверии. Потерять доверие в погоне за преимуществом - большая ошибка. Воины, которым предстоит смениться, уже собирают вещи, а их жены и дети стоят у ворот, считая дни, оставшиеся до их возвращения. Хотя нам угрожает опасность, это еще не повод для того, чтобы отворачиваться от должного и справедливого". И Чжугэ Лян приказал всем воинам, срок службы которых истек, возвращаться домой.

Это известие так тронуло отъезжающих, что они все до единого решили остаться и принять участие в битве. "Даже если мы погибнем в бою, мы не сможем отплатить нашему предводителю за его доброту", - говорили в войсках.

Когда настал день битвы, воины Чжугэ Ляна с необыкновенным воодушевлением ринулись в бой и разгромили врага.

И еще один пример того, как Чжугэ Лян умел побеждать не силой оружия, а силой добродетели. Предводитель местных племен на южных окраинах Шу долгое время воевал против Лю Бэя. Семь раз Чжугэ Лян ходил в поход против этого вождя, семь раз брал его в плен и каждый раз отпускал, демонстрируя свое великодушие. В конце концов вождь аборигенов добровольно покорился Лю Бэю и с тех пор преданно служил ему.

Что касается сочинений Чжугэ Ляна, то они, ясные и четкие, говорят сами за себя. Мы находим в них безыскусные, но полные глубокого смысла, безоговорочно убедительные правила ведения войны и управления людьми - настоящие жемчужины китайской военной мудрости. Они касаются различных сторон воинского искусства: поведения полководца, управления войсками, тактики боя, отбора помощников и др. Чжугэ Ляна, как можно видеть, не интересуют военные хитрости, для него на первом месте стоит личность самого полководца. Его советы столь же просты, даже тривиальны на первый взгляд, сколь и трудновыполнимы. Но тот, кто сможет претворить в жизни эту строгую простоту мыслей и поступков, без особых усилий сможет достичь многого.

Трактаты Чжугэ Ляна остаются одним из лучших свидетельств безупречной чистоты сердца - этого главного сокровища китайской мудрости. Не случайно они вошли во все основные собрания книг по воинскому искусству в Китае.

Перевод китайских текстов осуществлен по изданию: Чжугэ Лян бинфа (Военное искусство Чжугэ Ляна) / Коммент. Пу Инхуа. Тайбэй, 1995.
В.В. Малявин, "Искусство управления"
Цитата:
Открытые ворота

Советник Кун Мин, прозванный также Чжугэ Ляном, был послан с 5000 солдат в Сичэн, чтобы перевезти находившиеся там припасы в Ханьчжун. Там к нему вдруг начали прибывать один за другим более десятка гонцов, скакавших во весь опор. Они сообщили, что вражеский военачальник Сыма И из государства Вэй вступает в Сичэн с подобным осеннему рою войском в 150 000 человек. К этому времени при советнике Кун Мине не было уже ни одного военачальника, лишь штаб из штатских чиновников. Из 5000 солдат половина уже отбыла из Сичэна вместе с припасами. В городе оставалось не более 2500 солдат. Когда чиновники услышали это известие, лица их побледнели от ужаса. Советник Кун Мин поднялся на городскую стену и обозрел окрестности. И вправду, у горизонта небо было закрыто клубами пыли. Огромное войско вражеского военачальника Сыма И приближалось. Советник Кун Мин приказал:

- Снимите и спрячьте флаги и знамена с городской стены! Каждый воин пусть находится на своем посту! Сохраняйте тишину; ослушник, подавший голос, будет обезглавлен. Все четверо городских ворот распахнуть настежь! Пусть у каждых ворот подметают улицу двадцать солдат, переодетых горожанами. Когда подойдет войско Сыма И, пусть никто не действует самовольно. У меня есть для этого случая стратагема [цзи].

Затем Кун Мин накинул плащ из журавлиных перьев, надел коническую шелковую шапку и отправился на городскую стену в сопровождении двух оруженосцев, захватив с собой цитру с гнутой декой, и там уселся прямо на парапет одной из наблюдательных башен. Возжегши курение, он начал играть на цитре.

Между тем разведчики авангарда генерала Сыма И достигли городской стены и увидели все это. Никто из разведчиков не решился пройти дальше. Спешно вернулись они к Сыма И и сообщили об увиденном. Сыма И недоверчиво рассмеялся. Затем он приказал войскам остановиться. Сам он поехал вперед на быстрой лошади, чтобы издали посмотреть на город. И впрямь, там он увидел советника Кун Мина, который сидел на сторожевой башне городской стены с радостной улыбкой на лице и играл на цитре с гнутой декой среди дымков от курящихся благовоний. Слева от него стоял оруженосец, который обеими руками держал драгоценный меч, справа - оруженосец с волосяным опахалом.

В проходе городских ворот и перед ними виднелось около двадцати простолюдинов, которые с опущенными головами невозмутимо подметали дорогу. Когда Сыма И разглядел все это, он пришел в сильное смущение. Он вернулся к своему войску, приказал авангарду и арьергарду поменяться местами и повернул на север, в направлении лежащих там гор. Его второй сын, Сыма Чжао, по дороге проговорил:

- Наверняка у Чжугэ Ляна не было воинов, потому он и разыграл эту сцену. Отец, почему вы отвели войско?

Сыма И отвечал:

- Чжугэ Лян известен своей предусмотрительностью и осторожностью. Еще никогда он не предпринимал ничего рискованного. Сегодня ворота города были широко открыты. Это определенно указывает на подвох. Если бы мои войска вступили в город, они, конечно, пали бы жертвой стратагемы. Предпочтительно было побыстрее отступить.

И все войско Сыма И ушло. Кун Мин увидел, как вражеские отряды исчезают вдали. Он рассмеялся и захлопал в ладоши. Все чиновники, бывшие с ним, были озадачены. Они спросили Кун Мина:

- Сыма И - знаменитый военачальник государства Вэй. Сегодня он привел сюда 150 000 отборных воинов, увидел вас, советника Шу-Хань, и поспешно отступил. По какой причине?

Кун Мин отвечал:

- Этот человек исходил из того, что я стараюсь вести себя предусмотрительно и осторожно и никогда не рискую. Увидев такую картину, он решил, что у меня множество воинов сидит в засаде. Поэтому он отступил. Вообще меня смущают отчаянные предприятия, но сегодня я искал спасения в таких действиях, так как не имел выбора.

Все чиновники в изумлении склонили головы и воскликнули:

- Стратагему советника не удалось бы разгадать даже привидению! Если бы не он, мы должны были бы просто сдать город и спасаться бегством!

Кун Мин сказал:

- У меня ведь было только 2500 воинов. Если бы мы оставили город и бежали, конечно, далеко бы мы не ушли. Сыма И взял бы нас в плен.

В позднейшие времена было написано стихотворение, восхвалявшее это деяние:

"Цитра с гнутой декой, украшенная нефритом, длиною в три фута победила отборное войско, когда Чжугэ Лян в Сичэне повернул врагов вспять. Поныне местные жители показывают это место. Там 150 000 человек повернули коней".
Фрагменты из книги: Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1, 2. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
Игорь Петрушкин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.05.2015, 15:50   #20
Senior Member
Опытный
 
Регистрация: 31.05.2014
Сообщений: 205
По умолчанию

Да,это интересно. Еще что нибудь хотелось прочесть. С Уважением,Ирина.
Ирина Шмидова вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.



Часовой пояс GMT +3, время: 06:44.

Регистрация Справка Календарь Поиск Сообщения на форуме за день Все разделы прочитаны

Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
SEO by vBSEO 3.6.0zCarot