Даосский Центр
"Дао Дэ"
Желая водрузить Дао Дэ за предѣлами тысячъ ли, я не боялся ни вѣтра, ни пыли, шествуя къ девяти варварскимъ народамъ.
Сначала я ѣхалъ на сѣверо-западъ...
 
Вернуться  
Русский
English
Регистрация
Открыт новый Центр Дао Дэ в Киеве!                     Открыт новый Центр Дао Дэ в Москве!                     Открыт новый Центр Дао Дэ в Ростове-на-Дону!
История Китая History of China

Старый 09.04.2015, 20:03   #1
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 24.06.2011
Сообщений: 3,911
По умолчанию Герои, полководцы и авантюристы Древнего Китая

Как обещал выкладываю др. часть статьи А. Балабухи.
Цитата:
ОДИССЕЯ БЕГЛОГО ЦАРЕВИЧА

КОГДА КИТАЯ ВРЕМЕННО НЕ БЫЛО

Или, если хотите, их было сразу три, отчего этот период истории Поднебесной и называется Троецарствием.
Четырехвековая история династии Хань подошла к концу. В 184 году в стране началось восстание «желтых повязок», для подавления которого центральное правительство не имело достаточных сил. В результате эту миссию взяли на себя наиболее могущественные местные аристократы, с высочайшего соизволения создавшие для того собственные частные армии. Восстание-то они подавили, но реальная власть оказалась в руках тех, кто этими самыми армиями командовал. А им еще надо было выяснить, кто командовал лучше и кому по праву принадлежит лучший кусок пирога. В 196 году полководец Цао Цао уговорил императора Сянь-ди перебраться из разрушенной столицы Лояна в свою столицу Сюй в Инчуани. Сам Цао Цао еще блюл приличия и, забрав всю власть в свои руки, управлял от имени императора. Однако наследовал ему сын По имени Цао Пи, который незамедлительно приказал убить последнего ханьского государя и в 220 году провозгласил императором себя, взяв тронное имя Вэнь-ди, а свою династию назвав Вэй.
Не все бывшие соратники согласились с этим. И в конечном счете Китай раскололся на три самостоятельных государства — царства Вэй, Шу и У. Основателем династии Шу-Хань в 221 году стал другой усмиритель «желтых повязок», полководец Лю Бэй, взявший тронное имя Чжао-Ле-ди. Правда, он придавал своему восхождению на престол некоторую законность, ссы-лаясь на родство с канувшей в Лету династией Хань. Основатель династии У, сын полководца Сунь Цэ по имени Сунь Цюань, короновался в 222 году под тронным именем Да-ди.
Впрочем, все эти три династии просуществовали недолго, ибо в недрах Троецарствия уже зарождалась четвертая.
Представители рода Сыма служили в армии царства Вэй и были фигурами весьма заметными. В 240 году императором Вэй был провозглашен малолетний Фэй-ди, чьим именем пра-вил всесильный регент Цао Шуан. Впрочем, не такой уж всесильный, поскольку через девять лет его сверг и казнил военачальник Сыма И. В его руках — и в руках его ближних — власть оказалась всерьез и надолго. После смерти Сыма И последовательно правили (именем импера-тора, разумеется) два его брата — Сыма Ши и Сыма Чжао. Но в 265 году сын Сыма Чжао, Сы-ма Янь, сместил императора и сам взошел на престол по именем У-ди, а династию свою назвал Цзинь.
Мало-помалу Сыма Янь (или У-ди, как хотите) завоевал оба других царства — сперва Шу, а потом и У. А затем, восстановив единство Китая, стал править, причем достаточно муд-ро — он был не только блестящим полководцем, но и талантливым администратором, проницательным политиком и смелым реформатором.
Увы, смерть Сыма Яня послужила сигналом к началу гражданской войны. Однако его наследники оказались далеко не столь одаренными, и в 316 году династия пала под ударами войск сюнну. Двое последних императоров попали в плен и были казнены. В стране наступил период анархии, продолжавшийся почти четыре столетия. Северный Китай был полностью завоеван варварами. Варварские племена шли волна за волной, образовывая новые царства и династии. Но это уже совсем другая история, и к нашему герою отношения не имеет. Так что вернемся во времена Сымы Яня.
В 263 году вэйские войска захватили царство Шу, его второй и последний император Хоу-чжу-ди был взят в плен и заточен — хотя, как отмечают, и с почетом. Правда, с восшествием на престол Сымы Яня все упоминания о нем странным образом исчезают — похоже, какой-никакой, но законный император завоеванного Шу, да еще и пребывающий в родстве со старой династией Хань, Сыму Яня не устраивал. Причем проблема была решена радикально — следов не осталось ото всего многочисленного семейства Хоучжу-ди.
За единственным исключением — один из монарших сыновей ухитрился все-таки уцелеть.

БЕЖЕНЕЦ С ЭСКОРТОМ

Известно о нем очень мало. Даже как его звали на родном языке, никто не знает — в хро-ники он вошел под именем, данным чужестранцами. Он командовал одной из армий, безнадежно сопротивлявшихся численно превосходящим вэйским войскам. Потерпел поражение, но сумел вновь собрать свои рассеянные силы. И, понимая, что в отечестве своем шансы уцелеть, мягко говоря, не слишком велики, пустился в бега. Но не один, а во главе собственной конницы. Сколько именно воинов осталось у него под рукой, точно никто не знает. Кто пишет, несколько тысяч, кто — несколько десятков тысяч, что по меньшей мере маловероятно; первое утверждение представляется куда ближе к истине. Однако по тем временам сила, как ни крути, немалая, с такой приходится считаться.
Наш герой направился на восток — в Персию (или Парфию, или Иран — называть можно по-разному).
Там были свои потрясения. Правившая страной на протяжении почти пяти веков династия Аршакидов пала, подобно упоминавшейся выше китайской Хань. Сверг ее правитель области Парс, происходивший из династии Сасанидов. В состав Парфянского государства Парс входил на правах одного из вассальных царств. Его правители из династии Базрангидов еще во II веке до Р.Х. приняли титул «шах». Но то ли в 208-м, то ли в 209 году последний царь этой династии был свергнут и убит одним из мелких владетелей — Папаком из рода Сасана. Сам Папак умер в 222 году, но для его сына Ардашира отцовский пример оказался заразителен. Правда, размах у него был пошире — он сверг последнего парфянского царя Артабана IV, истребил весь его род и в 227 году короновался шахиншахом Ирана. А у его сына, Шапура I, уже не узурпатора, но вполне законного шахиншаха, сложились добрые отношения с правителем китайского царства Шу — тем самым Хоучжу-ди, которого уморил в темнице Сыма Янь. И потому отказать сыну своего друга и союзника в политическом убежище Шапур I не мог. Да и военная мощь, которую представляли собой китайские конные арбалетчики, всегда могла пригодиться.
Вот здесь-то наш герой и обрел имя, под которым вошел в историю — царевич (или принц) Мамгон.
О первых годах его пребывания в Персии (Иране) никаких известий не сохранилось. Как он жил, чем занимался? Что было ему подарено, вверено, поручено? Бог весть.
Но потом Сыма Янь, укрепившись у власти и поголовно истребив всех возможных законных и полузаконных претендентов на престол, вспомнил о беглом царевиче. И потребовал — уже не от скончавшегося во благовремении Шапура I, а от его преемника Хормизда I Ардашира — выдачи Мамгона. Завязалась дипломатическая переписка. Сыма Янь даже грозил войной — факт, достаточно красноречиво свидетельствующий о значимости фигуры Мамгона и весомости его династических притязаний. По словам жившего в V веке армянского историка Мовсеса Хоренаци, Шапур в конце концов ответил Сыме Яню: «Да не примешь ты близко к сердцу, что я не смог выдать тебе Мамгона. Дело в том, что мой отец поклялся ему светом солнца. Но чтобы ты не тревожился, я изгнал его из моей страны на край земли, в сторону заката солнца, что для него равносильно смерти. Итак, да не будет ныне войны между мной и тобой». О том же пишет его соотечественник и современник, историк Фавстос Бузанд.
Трудно сказать, поверил Сыма Янь или нет, но ответом удовлетворился и войны развязы-вать не стал. А Шапур сдержал слово и впрямь сослал Мамгона вместе со всеми его китайцами — назначил его своим сатрапом на край света, в покоренную два десятка лет назад Армению, законный царь которой, юный Тиридат, нашел убежище при дворе римских императоров.
Здесь нужно вспомнить, что речь идет не о нынешней Армении, а об одном из крупных царств того времени. Арменией исстари называлась область, населенная армянами по крайней мере с VII века до Р.Х. и простиравшаяся от реки Куры до верховьев Тигра, Евфрата и озера Урмия. На картах крупнейших историков и географов древности — Гекатея Милетского, Пто-лемея и прочих — Армения отмечена наряду с Сирией и другими древними государствами как сатрапия Персидской империи. Вслед за распадом империи Александра Македонского возник-ли Айраратское царство и Софена, затем завоеванные Селевкидами. После разгрома этих последних римлянами в начале II в. до Р.Х. возникло три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена. При царе Тигране II Великая Армения превратилась в империю, простиравшуюся от Палестины до Каспийского моря; однако Тигран II был разбит римлянами и лишился всех завоеваний, кроме Армянского нагорья между Евфратом, Курой и Урмией, а также Софены; но и тогда территория государства достигала около 220 000 км2.
И первым человеком в стране был поставленный персидским шахиншахом Шапуром I сатрап, беглый китайский царевич Мамгон.

ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРОЛЯ

Мамгон управлял страной умело, слишком твердой рукой. Да и проблем хватало. Как пишет в своей «Истории упадка и крушения Римской империи» выдающийся английский историк XVIII века Эдуард Гиббон, «в течение двадцати шести лет эта страна выносила все и настоящие, и воображаемые неприятности чужестранного господства. Персидские монархи украшали завоеванную страну великолепными зданиями; но эти здания строились на деньги народа и внушали отвращение, потому что служили свидетельством рабской зависимости. Опасение мятежа вызывало самые суровые меры предосторожности; к угнетению присоединялись оскорбления, и победитель, сознавая всеобщую к нему ненависть, принимал такие меры, которые делали эту ненависть еще более непримиримой». И потому совершенно не удивительно, что когда на третьем году царствования императора Диоклетиана возмужавший изгнанник царь Тиридат III (вскоре его прозовут Великим) при римской военной поддержке вторгся в Армению, его приветствовала едва ли не вся страна. Правда, расквартированные здесь персидские войска — в том числе, и кавалерия Мамгона — поначалу оказывали достаточно эффективное сопротивление. Но потом…
Потом Мамгон, взвесив, как замечает Гиббон, полученные им от персидских монархов (их на троне сменилось уже трое, и сейчас царствовал Варахран II) одолжения и обиды, решил-ся перейти на сторону его противника. Измена самого сатрапа деморализовала войска, и поход Тиридата обратился в триумфальное шествие. Армянский царь, прекрасно понимая, какое зна-чение имеет помощь столь способного, могущественного и родовитого союзника, приблизил и обласкал Мамгона. Отныне в Великой Армении он стал если не вторым, то уж точно третьим человеком. Казалось бы, чего еще желать?
Своему новому сюзерену Мамгон служил верой и правдой — как некогда отцу, как потом шахиншахам. Он выполнял и военные миссии, и административные поручения. Однажды даже провел нечто вроде спецоперации, о которой стоит сказать особо. Воспользовавшись удобным моментом, когда Тиридат находился за пределами страны, шахиншах вознамерился предпринять попытку вернуть Армению под свою руку, для чего сколотил коалицию из «северных варваров» и принялся активно вербовать пятую колонну. Одним из прельстившихся его посулами оказался Слук, родоначальник рода Слкуни, который убил своего зятя — старца Ота из рода Аматуни, воспитателя царской сестры Хосровидухт. Мятежник укрепился в замке Олакан и заручился поддержкой «обитателей горы, называемой Сим». Он всяческим раздувал пламя мятежа и склонял местных жителей к саботажу. Узнав об этом, поспешивший вернуться Тиридат объявил: «Кто приведет ко мне злодея, тому я отдам в вечное владение деревни, и земли, и все, подвластное роду Слкуни». Мамгон немедленно отправился в путь. Он явился к Слуку и предложил заключить союз против Тиридата — ведь при персах он был в Армении первым человеком, сатрапом, теперь же стал третьим. Слук был недоверчив и осторожен, но Мамгон обладал даром убеждения и в конце концов его допустили в крепость. А затем по случаю заключения союза была устроена охота. Как пишет в своей «Истории Армении в трех частях» Мовсес Хоренаци, «в разгар охоты он попадает из лука в спину мятежника и повергает его наземь. Затем, двинувшись со своими людьми к воротам крепости, он завладевает замком и вяжет всех находившихся там мужчин. Задумав также полностью истребить род Слкуни, он предает всех мечу, и только двоим удается бежать в страну Цопк. Мамгон же поспешно извещает царя, и Трдат в радости пишет указ, даруя ему власть над всем, что было обещано, и назначает его нахараром вместо мятежника, назвав [род] по его имени Мамгонеан. Однако велит не причинять вреда уцелевшим из рода Слкуни».
Замечу, слова, сказанные Мамгоном Слуку, уловкой были только отчасти. Он и впрямь хотел большего, нежели мог получить от Тиридата: ему грезился трон. Взамен утраченного в далеком Китае.
И тут начинается следующий и последний эпизод эпопеи беглого царевича. Он вступает в тайные отношения с Диоклетианом. Да, со времен императора Нерона римляне традиционно предоставляли Армению — под своим покровительством (читай: контролем) — представите-лям младшей ветви древней династии Аршакидов. Но разве род Мамгона, восходящий к династии Хань, хоть в чем-нибудь уступает Аршакидам? И разве не нужны империи связи с Китаем? А наладить их теперь, после кончины Сымы Яня, — дело вполне реальное. Это куда полез-нее, чем хаотичные военные действия Тиридата, побуждаемые скорее местью, чем мудрым по-литическим расчетом — недаром же один из великих китайских мудрецов говорил, что войны нужно начинать лишь тогда, когда она уже выиграны…
Трудно сказать, встретили доводы Мамгона понимание или нет. И прежде всего потому, что интрига раскрылась и очень не понравилась как самому Тридату III, так и его приближен-ным, армянским нахрарам, то бишь знати. В итоге Мамгон кончил, как и Слук, правда, никто не знает, как именно и где это произошло. Он просто исчез, и даже скрупулезный Мовсес Хо-ренаци не смог пролить света на окончание жизни китайского царевича.
Но род Мамгонеанов остался, превратившись вскоре в Мамиконянов. Они владели обширными землями в Тайке и Тароне, а с IV века наследственно занимали должность спарапета — верховного армянского военачальника. Из этого рода вышел ряд выдающихся полководцев, возглавивших борьбу за независимость. Когда в двадцатых годах V века Армении утратила по-литическую самостоятельность, Мамиконяны ориентировались на Византию, где некоторые представители рода занимали крупнейшие военные и административные должности. Вардан Мамиконян — выдающийся армянский полководец, в 432 году занял должность спарапета Армении. Вызванный в город Ктесифон (близ современного Багдада), принял зороастризм — ре-лигию, господствовавшую в Иране, но по возвращении в Армению в 450–451 годах возглавил восстание против владычества Ирана. Он одержал ряд побед и был избран главой правительст-ва повстанцев, но погиб в Аварайрской битве, которая произошла на берегу реки Тхмут, к западу от Нахиджевана (современной Нахичевани). Армяне проиграли битву, но нанеся врагу огромный урон, смогли отстоять право оставаться христианами. А что может быть важнее для страны, первой в мире в 301 году, при том самом Тиридате III Великом провозгласившей хри-стианство государственной религией? В результате движения под руководством Вардана Ма-миконяна Армения в значительной мере восстановила внутреннее самоуправление. Впоследст-вии, после поражения восстания против арабского владычества в 774–775 годах, род Мамиконянов перестал играть заметную роль в политической жизни страны. Однако не пресекся — и по сей день его представители неизменно становятся учеными, врачами, предпринимателями, священнослужителями, писателями…
Кстати, несколько других армянских фамилий (в частности, род Орбелиани) восходят к китайским сподвижникам Мамгона.
Но наш герой все-таки лишь он сам.

ВЕРИТЬ? НЕ ВЕРИТЬ?

Любопытно, что некоторые из историков ставят под сомнение китайское происхождение Мамгона.
Вот, например, «История Тарона», сочинение VIII века, авторами которого армянская ис-ториография признает Зеноба Глака и Ована Мамиконяна. Однако под этими именами скрывается, скорее всего, одно и то же лицо, первую часть своей «Истории» приписавшее Зенобу Гла-ку (IV век), а вторую — епископу Овану Мамиконяну (VIII век). Здесь интереснее всего легенда о Гисане и Деметре, которые, будучи выходцами из Индии, обосновались в Армении, но не забывали «веру отцов» и, как повествует сказание, дали начало роду Мамиконянов. По свидетельству автора «Истории Тарона», жители области Тарон, являвшейся наследственной вотчиной рода Мамиконян, после насильственного крещения «не были тверды в христианской вере». Однако, не решаясь открыто исповедовать веру отцов, они прибегали к такой хитрости: оставляли на головах своих детей косы, чтобы при взгляде на них вспомнить прежнюю свою скверну». Вот только вопрос: кто в Индии носил косы?
Эдуард Гиббон считает Мамгона скифом, «а орда, признававшая над собой его власть, жила за несколько лет перед тем на окраине китайской империи, которая простиралась в то время до окрестностей Согдианы». Помните историю о римско-китайском конфликте, с которой мы начали? Но смотрите-ка: и Китай вроде помянут, но все-таки родом наш герой скиф из Центральной Азии… Поближе все-таки к Армении.
Некоторые считают, что слово «чен» у Мовсеса Хоренаци означает не «китаец», а «чан» — представитель одного из западногрузинских племен. При этом ссылаются на тот факт, что родовое княжество Мамиконянов — Тайк — располагалось на северо-западе Армении по со-седству с областью чанов. Правда, помимо слова «чен» у Хоренаци многое говорится и о самой родине Мамгона, а уж эти-то описания к западногрузинским племенам при всем желании не отнесешь…
Но откуда же такое недоверие?
Да очень просто: слишком велик размах деятельности одного человека — от берегов Хуанхэ до берегов Тибра. Такое — и в III веке? Не может быть!
Но — может. Но — было. И достойно восхищения. Хотя сам он был плотью от плоти своего времени, и вряд ли можно сегодня восхищаться его поступками, интригами, изменами… С которыми, впрочем, соседствовали неиссякаемая энергия, разнообразные знания и таланты, без которых не стал бы он ни столь успешливым сатрапом трех шахиншахов, ни близким сподвижником армянского царя.
Не будем ни судить, ни восторгаться. Давайте просто не забывать.
Игорь Петрушкин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2015, 11:09   #2
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 01.04.2014
Сообщений: 2,770
По умолчанию

Цитата:
Вот только вопрос: кто в Индии носил косы?
А в Китае?
Александр Ш. вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2015, 12:45   #3
Senior Member
Опытный
 
Регистрация: 31.05.2014
Сообщений: 205
По умолчанию

Спасибо, Игорь. Довольно познавательно. Только не верится что один человек мог успеть столько сделать за свою жизнь и хорошего и плохого. С Уважением,Ирина.
Ирина Шмидова вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2015, 13:01   #4
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 01.04.2014
Сообщений: 2,770
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Ирина Шмидова Посмотреть сообщение
Спасибо, Игорь. Довольно познавательно. Только не верится что один человек мог успеть столько сделать за свою жизнь и хорошего и плохого. С Уважением,Ирина.
В сравнении с тем же Александром Великим, почти ничего и не сделал
Александр Ш. вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2015, 13:12   #5
Senior Member
Опытный
 
Регистрация: 31.05.2014
Сообщений: 205
По умолчанию

"Почти ничего не делать"-это лежать на диване и смотреть телевизор. С Уважением, Ирина.
Ирина Шмидова вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2015, 13:22   #6
Senior Member
Опытный
 
Регистрация: 31.05.2014
Сообщений: 205
По умолчанию

Есть такие известные строчки:" Самое страшное в Мире-это быть успокоенным-Славлю Котовского разум,который за час перед казнью тело свое граненое японской гимнастикой мучил...." С Уважением,Ирина.
Ирина Шмидова вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2015, 15:11   #7
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 01.04.2014
Сообщений: 2,770
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Ирина Шмидова Посмотреть сообщение
Есть такие известные строчки:" Самое страшное в Мире-это быть успокоенным-Славлю Котовского разум,который за час перед казнью тело свое граненое японской гимнастикой мучил...." С Уважением,Ирина.
Если верить Вики , то дело обстояло [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]!

"Котовский был застрелен 6 августа 1925 года во время отдыха в совхозе Чебанка (на черноморском побережье в 30 км от Одессы) Мейером Зайдером по кличке Майорчик (Майоров), бывшим в 1919 году адъютантом Мишки Япончика[4]. По другой версии, Зайдер не имел отношения к военной службе и не был адъютантом «криминального авторитета» Одессы, а был бывшим владельцем одесского публичного дома, где в 1918 году Котовский скрывался от полиции".

Может речь о другом Котовском, или о другой казни?
Александр Ш. вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2015, 16:18   #8
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 24.06.2011
Сообщений: 3,911
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Александр Ш. Посмотреть сообщение
Если верить Вики , то дело обстояло [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]!

"Котовский был застрелен 6 августа 1925 года во время отдыха в совхозе Чебанка (на черноморском побережье в 30 км от Одессы) Мейером Зайдером по кличке Майорчик (Майоров), бывшим в 1919 году адъютантом Мишки Япончика[4]. По другой версии, Зайдер не имел отношения к военной службе и не был адъютантом «криминального авторитета» Одессы, а был бывшим владельцем одесского публичного дома, где в 1918 году Котовский скрывался от полиции".

Может речь о другом Котовском, или о другой казни?
О другой. О временах прогнившего царизма . Но тогда он сбежал.
Игорь Петрушкин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2015, 16:45   #9
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 01.04.2014
Сообщений: 2,770
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Игорь Петрушкин Посмотреть сообщение
О другой. О временах прогнившего царизма . Но тогда он сбежал.
Вики и эту историю знает . Только описание менее героичное :

Цитата:
25 июня 1916 года после налёта не смог уйти от погони, был окружён целым отрядом сыскной полиции, был ранен в грудь и вновь арестован. Приговорён Одесским военно-окружным судом к смертной казни через повешение. В камере смертников Котовский писал покаянные письма и просил отправить его на фронт. Одесский военно-окружной суд находился в подчинении командующего Юго-Западным фронтом прославленного генерала А. А. Брусилова, и именно Брусилову предстояло утвердить смертный приговор. Одно из своих писем Котовский направил супруге Брусилова, которое произвело нужный эффект.
Цитата:
Сначала генерал Брусилов, сообразуясь с убеждениями своей супруги, добился отсрочки казни. А потом грянула февральская революция. Котовский мгновенно выказал всяческую поддержку Временному правительству. За него ходатайствовали, как это ни парадоксально, министр Гучков и адмирал Колчак. Освободил же его личным распоряжением сам Керенский в мае 1917 года. Хотя до этого официального вердикта Котовский уже несколько недель разгуливал на свободе.
Александр Ш. вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.04.2015, 17:41   #10
Senior Member
Бывалый
 
Аватар для Nega
 
Регистрация: 25.09.2013
Адрес: Москва, Перово
Сообщений: 159
По умолчанию Герои, полководцы и авантюристы Древнего Китая

Вариант с "граненым телом" как-то поэтичнее. Впрочем, в истории любой страны чаще остаются поэтичные версии, а не те, что были изложены в судейских протоколах и полицейских архивах. Как-то последние ни на стих, ни на песнь не ложатся...
__________________
С уважением,
Nega
Соберите всех великих учителей в одной комнате, и они договорятся обо всех вещах в мире. Соберите их учеников — и они вместе будут спорить обо всём.

© Брюс Ли
Nega вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.



Часовой пояс GMT +3, время: 09:55.

Регистрация Справка Календарь Поиск Сообщения на форуме за день Все разделы прочитаны

Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
SEO by vBSEO 3.6.0zCarot