Даосский Центр
"Дао Дэ"
Желая водрузить Дао Дэ за предѣлами тысячъ ли, я не боялся ни вѣтра, ни пыли, шествуя къ девяти варварскимъ народамъ.
Сначала я ѣхалъ на сѣверо-западъ...
 
Вернуться   DAODE.RU > Форум (главная) > ДАОСИЗМ и другие традиции > Даосизм и исламская традиция
Русский
English
Регистрация
Открыт новый Центр Дао Дэ в Киеве!                     Открыт новый Центр Дао Дэ в Москве!                     Открыт новый Центр Дао Дэ в Ростове-на-Дону!
Старый 02.11.2014, 20:19   #1
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 13.11.2012
Сообщений: 1,290
По умолчанию Исламская алхимия

Собственно вопрос такой, копал ли кто из форумчан в этом направлении? Порисхождение, развитие итд? Из того что знаю о ней я, к арабам попала египетская ветка алхимии, в книге Крессака Башельри приводится также цепь Учителей через которых она дошла до пророка Мухаммеда, причем существовали ветви не проходящие через него, одну из них описывает в своей книге Луи Массиньон "Inventaire de la litterature hermetique arabe". В ней состояли и Платон и Аристотель, Сократ, Шибли, Нифари, Хабаши, Кадиб аль Бан, Шуди или Алави(севильский кади). Ну и напоследок 10 ярчайших ее представителей
Цитата:
1. Мастер Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад ас-Саддык (702 – 765) – алхимик и астроном, имам и эпоним джафаритского мазхаба, теолог и мистик, проповедник и философ, физик и психолог, наставник имама Абу Ханифы (эпоним ханафитского мазхаба), мастера Гебера, Имама Малика (эпоним маликитского мазхаба), Василя ибн Ата (эпоним школы мутазилитов).

2. Мастер Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийя ар-Рази, он же Разис, или Абубатер (865 – 925) – химик и алхимик, философ и физик, медик и теолог, знаток трансмутации металлов, обладатель Lapis Philosophorum, автор алхимических трактатов: «Аль-Асрар» («Сокровенные тайны»), «Сирр аль-Асрар» («Таинство тайн»), «Сирр аль-Мактум фи Мухатабат аш-Шамс ва ан-Нуджум», «Модхел-е Таалими», «Элалех Ма’адин», «Исбаат-э Санаа’ат», «Кетабех Санг», «Кетаб-э Тадбир», «Кетаб-э Аксир», «Кетаб-э Шараф-е Санаа’ат», «Кетаб-э Тартиб», «Кетаб-э Рахат», «Кетаб-э Тадабир», «Кетаб-э Шавахед», «Кетаб-э Азмайеши Зар ва Сим» («Книга экспериментов с золотом»), «Кетаб-э Серр-э Хакимаан»,«Арезойех Арезохан», «Ресале-йе бе Фаан», «Кетаб-э Табвиб», «Кетаб-э Серр» («Книга секретов»), «Кетаб-э Серр-э Серр» («Книга секретов над всеми секретами»), «Книга первая экспериментов», «Книга вторая экспериментов», «Книга простоты», «Письмо визирю Гасиму ибн Абдаллаху».

3. Мастер Абу Абдаллах Муса Джабир ибн Хайан аль-Азди ас-Суфи, он же Гебер (721 – 815) – химик и алхимик, астролог и астроном, инженер и геолог, физик и философ, медик и фармацевт, именуемый отцом химической науки и первый практикующий алхимик, получивший существо Таквин, автор трёх тысяч алхимических трактатов, среди которых: «Книга ста двенадцати», «Книга Семидесяти», арабское изложение «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста, «Китаб аз-Зухра» («Книга Венеры»), «Китаб аль-Ахджар» («Книга камней»), «Аль-Хавасс аль-Кабир» («Великая книга химических свойств»), «Аль-Мавазин» («Книга равновесия»), «Китаб Майдан аль-Акль» («Книга о рыночной площади интеллекта»), «Аль-Мизадж», «Аль-Асбаг», «Десять книг очищения», «Книга потаённого жемчуга», «Китаб аль-Маджид» («Книга Славного»), «Книга морфологии».

4. Мастер Абу Али аль-Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина, он же Авиценна (980 — 1037) – физик и философ, химик и алхимик, геолог и корановед, критик и теоретик музыки, психолог и теолог, логик и палеонтолог, медик и математик, наставник и поэт, именуемый отцом современной медицины. Автор критико-алхимических трактатов: «Liber Aboali Abincine de Anima in Arte Alchemiae», «Declaratio Lapis Physici Avicennae Filio sui Aboali», «Avicennae de Congelatione et Conglutinatione Lapifum», «Avicennae ad Hasan Regem Epistola de Re Recta».

5. Мастер Халид ибн Йазид, он же Калид (ум. 704) – принц династии Омейядов и брат халифа Муавии II, букинист и алхимик, автор алхимических трактатов: «Liber de Compositione Alchimiae», «Liber Trium Verborum», «Calid Filius Hahmil», «Calid Filius Jaici», «Liber Secretorum Artis».

6. Мастер Мухаммад ибн Умайль ат-Таммими, он же Задиф Старший, или Гамуэлес (900–960) – мэтр аллегорической алхимии, автор алхимических трактатов: «Халль ар-Румуз» («Разъяснение символов»), «Китаб Мафатих аль-Хикма аль-‘Узна», «Китаб аль-Ма’ аль-Вараки ва-ль-Ард ан-Наджмийя», алхимического комментария на поэму мистиков «Рисаля аш-Шамс иля аль-Хиляль» («Письмо Солнца к пребывающей Луне»).

7. Мастер Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узалаг аль-Фараби, он же Альфарабус, или Абунасер (870 – 951) – алхимик и логик, музыкант и космист, психолог и социолог, философ и мистик, математик и медик, автор алхимических трактатов: «Потребность в искусстве эликсира», «Слово о субстанциях».

8. Мастер Абу Йусуф Йакуб ибн Исхак аль-Кинди, он же Алькиндус (801–873) – химик и алхимик, логик и критик, философ и астролог, астроном и космист, математик и музыкант, физик и психолог, метеоролог и геометр, медик и теолог, известный как один из отцов криптографии, автор критико-алхимических трактатов: «Китаб Кимийя аль-‘Итр» («Книга химии и духов»), «Предупреждение против алхимических обманов», «Опровержение претензий тех, кто заявляет об искусственном преобразовании золота и серебра», «Трактат об искусстве производства съестных продуктов без их ингредиентов».

9. Мастер Муайададдин Абу Исмаил аль-Хусайн ибн Али ат-Туграи (1061 – 1121) – алхимик и физик, поэт и астролог, вице-визирь Сельджукской империи и оккультист, автор алхимических трактатов: «Мафатих ар-Рахма ва Масабих аль-Хикма», «Китаб Хакаик аль-Истишхад», «Китаб аль-Анвар ва-ль-Мафатих», «Китаб аль-Хикма».

10. Мастер Абу аль-Касим аль-Ираки (ум. 1300) – химик и алхимик, автор алхимических трактатов: «Китаб аль-‘Ильм аль-Муктасаб», «Китаб аль-Акалим».
С уважением, Василий.
chemos57 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.11.2014, 22:32   #2
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 22.08.2012
Сообщений: 2,740
По умолчанию

Меня давно интересует вопрос, как взаимосвязаны суфизм и арабская алхимия. Продолжали ли арабы герметизм (как я понимаю, с более сухим и рациональным пониманием) безотносительно суфийских течений, занимались ли магистерием в тарикатах. Где была внешняя алхимия, где внутренняя, где и то, и другое.
__________________
"Больным, ожидающим приема, просьба не делиться друг с другом симптомами заболевания. Это затрудняет постановку диагноза."
Ezrah вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.11.2014, 01:01   #3
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 16.09.2010
Сообщений: 2,797
По умолчанию

Вот не помню точно, у арабов была вроде как спагирия развита. Приготовление целебных эликсиров. И рецепт, который современные практики спагирии, как я понимаю, с тех времён ещё сохранился. Принципы в нём вполне себе алхимические. Сам пока не готовил этим способом - надлежащего оборудования нет.
mandor108 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.11.2014, 16:40   #4
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 10.10.2011
Сообщений: 1,611
По умолчанию

Смущает то, что жили они маловато.

С уважением,
Алексей
Алексей Панкин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.11.2014, 20:35   #5
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 13.11.2012
Сообщений: 1,290
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Алексей Панкин Посмотреть сообщение
Смущает то, что жили они маловато.

С уважением,
Алексей
Вы о официальных датировках? Ну так это ни о чем не говорит, согласно им и Чжан Бодуань с Ван Чунъяном прожили совсем немного, а уж Бай Юйчань так вообще.
С уважением, Василий.
chemos57 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.11.2014, 22:51   #6
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 10.10.2011
Сообщений: 1,611
По умолчанию

Спасибо, немного обнадежили )).
Возможно у кого-то это дата ухода.
С уважением,
Алексей
Алексей Панкин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.11.2014, 16:56   #7
Senior Member
Очень опытный
 
Аватар для Oleg K.
 
Регистрация: 25.01.2013
Сообщений: 759
По умолчанию

Так как статья моя, набрался наглости скопировать с одного сайта сюда. Надеюсь не покажется академичным и скучным...
Носителями знания об исламской алхимии, являются суфии.
Цитата:
Жемчужина Азии — суфизм

Исламский мистицизм, прошедший испытание временем, веротерпимости которого нет аналогов, здравствует и в наши дни. Само название происходит от арабского слова «суф» — шерсть, так как грубый шерстяной плащ являлся обязательным атрибутом аскета. Истина, сокрытая в любом чистом учении, всегда была вожделенным плодом исканий нищих дервишей, бредущих пыльными дорогами судьбы.


Суфийских отшельников отличали непризнание светской власти, многодневные посты и молитвы, однозначное принятие своей нелёгкой доли в полном смирении и согласии со своей совестью и Всевышним. Скитающиеся по всей Азии дервишы собирали милостыню только на один день в соответствии с принципом таваккуль («упование»).


Восток и Запад совместились в сердце мудреца, понимающего, что Всевышний создал людей разными. Отбросив жалкие попытки ума понять высшую реальность, суфии избирают путь очищения сердца как благословение на духовное наставничество мюридов («ищущих») и указывают способ достижения Бога своим ученикам — через божественную любовь вне интеллектуальных конструкций.
О тайна Жизни! Ты полна очарованья...
Душа любая, как к магниту, льнет к тебе,
Клянется в верности на утренней заре,
К полудню Жизни... забывая обещанье...


Как и большинство мистических течений, сокровенные знания и методики не раскрываются в суфизме всем и каждому, во избежания профанации учения. Основная сложность передачи опыта заключается в его сверхчувственности, не поддающейся заключению в темницу словесных форм. Более совершенные законы духовного мира, определяют наш — материальный — мир, но совсем не похожи на известные земные законы.


Нет высшего понимания Истины без высших способностей, и исследователям порой попадаются намёки в творениях великих суфиев на особые способности святых дервишей. Тем не менее достижение паранормальных способностей не является самоцелью в суфизме, и, как в любом истинном учении, страстное желание возобладать ими воспринимается как серьёзное отклонение от истинного пути. Поэтому человеку, выросшему строго в светской среде, сложно понять главные принципы учения, один из которых делает акцент на нестяжательстве особых сил и предлагает воспринять любое проявляющееся совершенство как милость Аллаха.
Слова становятся к закату не нужны,
А неразгаданная тайна вновь уходит...
Одним — во мрак, иным — звездами хороводит...
Но остается Тайна тайной ворожбы...


Естественно, так называемое виденье или духовное зрение, не является для мистического ислама чем-то незнакомым — суфии прекрасно осведомлены о существовании семи тонкоматериальных тел (нафс) человека, которые имеют все цвета радуги, собственный диапазон частот и поляризацию. Места соединения физического и энергетических тел суфийские мистики называют латаифами, они и являются одним из основных ключей к изменению и качественной трансформации нафса. Многомерность человеческого существа воспринимается как подсказка о многомерности высших миров.


Наставническая линия в суфизме всегда проводила жёсткий отбор — требования, предъявляемые к кандидатам, были незыблемыми. История этой религиозно-мистической школы знает немало случаев, когда из многих сотен кандидатов так никто и не становился преемником шейха.
И вновь на утро раздаются заклинанья
Умов людей:
— Раскрой, о тайна, лепестки!
К полудню... клятвы затихают, а пески
Пустыни Странствия Ума поглотят Знанья...


Конечно, представители ортодоксальной традиции не приемлют такой версии учения, оставленного людям пророком Мухаммадом, но следует отметить, что ислам, как и христианство, дал пёструю картину развития самых различных толкований священных заветов, суфизм же познаёт Бога не только в глубочайшем смысле слов, но и за пределами этих слов, когда невозможно выразить истину познанную, но скрытую в писаниях. Данный метод познания является аллегорической интерпретацией — тавил, на основе мистических откровений – кашф, который, по всей видимости, и был заложен в фундамент экстатического суфизма аль-Бистами.


Суфийская доктрина образуется в VIII веке, но мистический стержень доктрины получает развитие в XII веке, благодаря ас-Сухраварди ал-Мактул и ибн Араби. Мощный интуитивизм стал рассматриваться не только как средство предвидения тех или иных исторических и личных сценариев, но и как действенная сила изменения жизненных ситуаций, которые для обычного обывателя покажутся попросту тупиковыми.

Преимущества подобного подхода очевидны — развитая практикой и аскетическими ограничениями интуиция даёт мгновенные ответы на те вопросы, с которыми стандартный способ мышления может справиться только за долгие годы.
Так, обжигающий песок в себя вберет
Все то, что точные науки излагают,
А тайна Жизни... каплей в воздухе летает
И лишь свободным доверяет свой полет...


Наиболее влиятельными в наше время братствами являются Накшбандийа и Кадирийа — они по-прежнему считают, что нет канонического пути к озарению.

Особенно привлекателен для взора танец-кружение, который танцуют во время фестиваля дервишей недалеко от могилы Джелаладдина Руми и на сценах Турции. Но сакральный смысл танца, имеющего персидские корни, достаточно глубокий. Изначально это был храмовый ритуал, где черная накидка, которую сбрасывают в начале танца, символизирует гробовые покровы, белое одеяние — саван, а высокая шапка — могильную плиту. Всё это — выраженная в движении драма жизни, смерти и возрождения.


Некоторые последователи ламаизма видят сходство такого кружения со специальными упражнениями, известными среди широкой публики как «Око возрождения». Утверждается, что эфирное тело каждого человека состоит из нескольких вращающихся спиралей, сбалансировать и стимулировать которые и призвано кружение вокруг своей оси. Суть метода одна — выход на обретение сверхрационального знания.


Могущественные силы дервишей нашли отражение в многочисленных легендах, воспевающих мудрость этих святых подвижников, бросавших слова гневного обличения тиранам и не забывающих намекать на временность и скоротечность земной жизни. В Дагестане существует предание, что шейх Джамалуддин из Кумуха, живший в XIII веке, поклонился ханше, чем вызвал гнев правителя таким поступком — поклониться женщине было сродни святотатству. На упрёки суфий ответил: "Я поклонился не ханше, а твоему наследнику".

Женщина оказалась беременна и по прошествии положенного срока родила хану сына. Суфии в своё время предсказали нашествие орд Чингисхана и сражались в первых рядах с захватчиками. Суфии были советчиками Тамерлана и после его смерти запечатали могилу древними заклинаниями, чтобы «укротить дух войны». Однажды дервиш, сопровождавший небольшой кавалерийский отряд Тамерлана, пожелал предотвратить кровопролитие и бросил горсть земли в сторону наступавшего врага; по мистической причине это привело к их временному ослеплению.


Влияние суфизма прослеживается на огромной территории от Испании до Индии. Большинство мистиков этого религиозного течения считают эту школу территориальной, и можно встретить свидетельства того, что дервишы обучались у браминов Индии и представителей исихазма в Европе. Везде, где дервишы чувствовали Истину, они старались познать её, несмотря на внешние различия концепций.
Когда бы имя Бога люди утеряли,
Тогда бы птицы в поднебесье не летали,
Не колосился бы на солнце колосок,
Не раздавался бы ребячий голосок,
И не вливались бы в моря ручьи и реки.
Тогда б любви не знали люди на земле,
Не написал бы эти строчки я тебе,
Тогда бы солнце не всходило на рассвете,
И чудеса не появлялись на планете,
Да имена не сохранялись бы в веках,
А высота не пребывала бы в горах.
Когда бы люди мудрость вечную теряли,
Они бы имени секрета не узнали...
Но то, что кажется, порой, невероятным,
Имеет Имя! И становится понятным...
Oleg K. вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.11.2014, 23:58   #8
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 01.09.2007
Адрес: Нижний Новгород
Сообщений: 3,295
По умолчанию

Личная перепалка удалена.
С уважением,
Олег
Олег Калистратов вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.04.2015, 15:47   #9
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 13.11.2012
Сообщений: 1,290
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от UnDre Посмотреть сообщение
Меня давно интересует вопрос, как взаимосвязаны суфизм и арабская алхимия. Продолжали ли арабы герметизм (как я понимаю, с более сухим и рациональным пониманием) безотносительно суфийских течений, занимались ли магистерием в тарикатах. Где была внешняя алхимия, где внутренняя, где и то, и другое.
Меня также всегда интересовал этот вопрос, поспрашивав об этом у людей которые в теме, услышал от них такой ответ, что такое явление как практика магистерия в тарикатах судя по всему давно кануло в лету, т е раньше практиковали, но сейчас неизвестно ни одного тариката в котором бы сохранялось подобное, а вот что интересно, отдельно от тарикатов полученная арабами древнеегипесткая алхимия сохранилась, насколько широко не знаю.
С уважением, Василий.
chemos57 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.06.2015, 11:23   #10
Senior Member
Заслуженный
 
Регистрация: 22.08.2012
Сообщений: 2,740
По умолчанию

В сообщество написали про суфийскую работу с латаиф.
(прочее в этом посте, думаю обсуждать смысла нет, хотя представители Школ могут там потренироваться)
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Пока аутентичных источников по данному вопросу не нашел.
__________________
"Больным, ожидающим приема, просьба не делиться друг с другом симптомами заболевания. Это затрудняет постановку диагноза."
Ezrah вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.



Часовой пояс GMT +3, время: 04:30.

Регистрация Справка Календарь Поиск Сообщения на форуме за день Все разделы прочитаны

Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
SEO by vBSEO 3.6.0zCarot